Аннотации статей журнала ТиСО №1 (2015)

ОТ «БЕСПЛАТНОГО» СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ К СИСТЕМЕ
СТРАХОВАНИЯ    РИСКОВ СТАРОСТИ

 

Автор: Роик В.Д.

Роик Валентин Дементьевич - доктор
экономических наук, профессор, главный 
научный сотрудник Института труда и социального страхования Минтруда
России.         

Адрес: 105064, г. Москва, Земляной
вал, 34, НИИтруда и социального страхования.

Тел. 8-495-917-7555. E-mail: vdroik@niitss.ru

 

 

      Аннотация. Пенсионное
страхование - основной институт доходов пожилого населения. Его эффективное
функционирование зависит от степени развитости социально-трудовых и страховых
отношений, достойной заработной платы и постоянного найма. Формирование
институтов пенсионного страхования, осуществляемое в стране последние 25 лет
все еще не завершено, что связано с малоэффективными системой заработной платы
и политикой на рынке труда, изменением
структуры занятости и феноменом «старения населения».

Во
многом это обусловлено тем, что изначально в стране не была принята доктрина
формирования институтов пенсионного страхования, включающая механизмы
взаимозависимости с системой заработной платы, демографической политикой и
политикой на рынке труда. Для системной оценки качества жизни пожилого населения в данной статье автор предлагает
«показатель соотношения общего объема расходов на пенсионное, медицинское
страхование и социальное обслуживание пожилых, как доли ВВП, к их доле в общей
численности населения». Его применение позволяет анализировать на единой основе
состояние с затратами общества на жизнедеятельность пожилого населения в разные
временные периоды и анализировать затраты между различными поколениями пожилых
людей и между странами.

Пенсионное страхование требует значительных финансовых ресурсов. Автор предлагает
осуществить государственную программу гармонизации систем пенсионного
страхования, систем заработной платы и налоговой системы. На этой основе
концептуально обосновать и законодательно закрепить новый договор поколений по
размерам страховых взносов, новой схеме распределения страховой нагрузки и
размеров пенсий.

Ключевые cлова: пенсионное страхование,
старение населения, структура занятости, заработная плата, прожиточный минимум,
страховые пенсионные ресурсы, социальный контракт.

 

ЗАНЯТОСТЬ КАК ЦЕЛЬ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Автор: Бурлачков В.К.

Бурлачков Владимир
Константинович - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой
финансового менеджмента                                   и
внешнеэкономической деятельности  АТиСО,
главный научный сотрудник Института экономики РАН.

Адрес: 119454. г. Москва,
ул. Лобачевского, 90. Тел. 8-495-651-36-19.
E-mail: vkburl@gmail.com.                                                                                                                  

 

Аннотация. В статье
анализируются теоретические и практические аспекты использования показателя
занятости в качестве цели макроэкономической политики. Изучен зарубежный опыт
его применения как цели макроэкономического регулирования. Определены
предпосылки и условия формирования такой цели политики. Отмечены препятствия,
которые могут возникнуть при подобном использовании показателя занятости.
Проанализированы особенности фрикционной, циклической безработицы в современной
экономике и тенденции их формирования. Отмечены причины расхождений между
показателем занятости и индексом трудового участия. Раскрыты причины перехода
ФРС США к использованию индекса условий рынка труда (LMCI). Проанализировано
использование показателя безработицы в современных макроэкономических моделях.
Изучены нынешние условия формирования естественного уровня безработицы.
Определены особенности показателей NAIRU (уровень безработицы, не приводящий к
инфляции) и NAWRU (уровень безработицы, не приводящий к росту заработной
платы). Раскрыта современная трактовка мультипликатора занятости. Обоснована
теоретическая и практическая целесообразность использования показателя
занятости в качестве экономического инварианта. Сделан вывод о необходимости
регулирования занятости на основе комплексного использования всех элементов
макроэкономической политики.

 

Ключевые слова: занятость,
безработица,  циклическая безработица,
структурная безработица, макроэкономическая политика, NAIRU,
NAWRU, мультипликатор занятости, экономический инвариант.

 

О
некоторых аспектах процедуры  заключения
трудового договора с лесозаготовтелями

 

Авторы: Бриллиантова Н.А., Алексеева Л.В.

 

Бриллиантова Нина
Алексеевна - кандидат юридических наук,  

профессор
кафедры    трудового права АТиСО

Адрес: 119454, г.
Москва, ул. Лобачевского, 90. Тел. 8-916-167-0630. E-

mail: n-brillianttova@yandex.ru;

 

Алексеева
Людмила  Викторовна - аспирант кафедры
трудового права

АТиСО       

Адрес: 308033, г. Белгород, ул. Королева,
4/16. Тел. 8-4722-21-7163. E-

mail: Alekseev
77@bk.ru.

 

 

     Аннотация. В статье
рассмотрены вопросы ненадлежащего оформления трудовых отношений в
лесозаготовительной промышленности, что приводит к нарушению Трудового кодекса Российской
Федерации, а также сложившаяся в связи с этим судебная практика.
Проанализированы отечественные и зарубежные нормативные правовые акты,
регулирующие порядок заключению трудового договора  с 
работниками, занятыми на лесозаготовительных работах. Авторами  выявлены  некоторые из актуальных проблем
отечественного правового регулирования, которые возникают при  фактическом допущении работника к работе без
заключения трудового договора в письменной форме. Приведены различные точки зрения
на этот счет российских правоведов. И в конечном итоге
предложен авторский вариант правовой нормы, предусматривающей
дифференцированный подход при  заключении
трудового договора с работниками, работающими на  лесозаготовительных работах,  с целью ее включения  в Трудовой кодекс РФ.

 

 

     Ключевые cлова: трудовое  законодательство, трудовой договор,  фактическое допущение к работе, лесное
законодательство,  лесная промышленность,
лесозаготовительные работы.

 

 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ  В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

 

Автор: Кязимов К.Г.

Кязимов Карл Гасанович - доктор педагогических наук, профессор кафедры
экономики Труда и управления персоналом АТиСо, 
лауреат премии Президента РФ.

Адрес: 119454, Москва, ул. Лобачевского, 90. Тел. : 8-905-701-8378. E-mail: karl35@mail.ru.

 

     Аннотация. В статье речь идет о
проблемах управления человеческими ресурсами (ЧР) в условиях рыночной
экономики. Рассмотрены основные этапы 
эволюция концепции  управления ЧР.
При этом обращается внимание на тот факт, что в XXI
веке в условиях возрастающей конкуренции главную роль будет играть такой
ресурс, как человеческий потенциал. В данной связи проанализированы процедуры и
технологии формирования  профессиональной
компетентности в   процессе   управления человеческими ресурсами.
Обоснованы стадии и структура 
управления  формированием и
развитием ЧР на макро, мезо и микроуровнях. Изложена модель формирования
профессиональной компетентности выпускников учреждений профессионального
образования
(УПО), предусматривающая  формирование профессиональных компетенций в
процессе обучения в УПО, трудовую деятельность в организациях, этапы адаптации,  владения профессией на уровне творчества и на
этой основе формирование профессиональной компетентности.

 

     Ключевые
слова
:
человеческие ресурсы, управление человеческими ресурсами, стандарт центра
оценки (ЦО),  национальная система
квалификаций, человеческий потенциал, компетентностный подход, компетенция,
компетентность.

 

АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ ЛИЦ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Автор: Алексеева Т.Н.

Алексеева Татьяна
Николаевна - кандидат экономических наук,

доцент кафедры
финансов, экономики, управления

персоналом Бурятского
филиала АТиСО

Адрес: 670000, г. Улан-Удэ, ул.
Воровского 25

Тел. : 89021685336. Email:
birtane@yandex.ru.

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные
с занятостью лиц пенсионного возраста в регионе. Проведено исследование
численности лиц старше трудоспособного возраста и их доля в общей численности
лиц населения Российской Федерации. Изучены вопросы трудовой занятости
пенсионеров, связанные с результатами реформирования пенсионной системы.
Определены социально-экономические и социально-психологические факторы,
влияющие на занятость лиц старших возрастных групп. Выделены две группы
потребностей: потребность населения старших возрастных групп в трудовой
деятельности и  потребность государства и
общества в использовании труда граждан пенсионного возраста, определяющие
социально-экономические факторы занятости лиц старшего поколения. Выявлено, что
социально-психологические факторы зависят от уровня образования, статуса,
здоровья и личных обстоятельств пожилых людей. Исследовано состояние
российского рынка труда, которое показало во-первых, увеличилось число
сокращений рабочих мест, занятых людьми предпенсионного и пенсионного возраста;
во-вторых, общее количество вакансий, соответствующих спросу, имеет тенденцию к
снижению; в-третьих, спрос на работников пенсионного возраста практически
отсутствует. Проведен анализ численности работающих пенсионеров в Республике
Бурятия. Рассмотрена структура занятого населения  Республики Бурятия по различным признакам и
разным возрастным группам. Содержательный анализ индивидуальных абсолютных и
относительных показателей структурных сдвигов в регионе показал, что
наблюдается стабильный рост доли получателей пенсий по старости и доли
работающих пенсионеров. На основе проведенного анализа построена модель
множественной регрессии, из которой видны факторы, влияющие на численность
работающих пенсионеров. Для данной модели были рассчитаны коэффициенты
эластичности, которые показывают, на сколько процентов изменится результативный
признак при увеличении соответствующего факторного признака на один процент.  Результаты исследования показали, что
изменения в пенсионной системе необходимо сочетать с изменениями в политике
занятости, в частности, это создание программ повышения квалификации, обучения
и переобучения работников на протяжении всей их трудовой деятельности.

Ключевые слова: численность населения, рынок труда,
занятость пенсионеров, трудоспособное население, пенсионный возраст,
предпенсионный возраст, пожилые люди, структура занятости, трудовая
деятельность, факторы занятости, регион, Республика Бурятия.

 

ТРУД КАК ОБЛАСТЬ
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Автор: Больницкая А.Н.

Больницкая Айталина
Николаевна - ведущий научный сотрудник, кандидат социологических наук Центра
социальных проблем труда Академии наук Республики Саха (Якутия).

Адрес: 677007, г. Якутск,
пр-т Ленина, 33. Тел.: 89142249301. Email: aitalina_575@mail.ru

 

 

Аннотация. В условиях социально-трудовых трансформаций, повышения
значимости научных знаний серьезное значение приобретает разработка и
проведение теоретических и прикладных исследований труда и трудовых отношений.
В статье в целях комплексного представления проблематики труда дан обзор направлений
исследований труда различными отраслями научного знания - социологии труда,
экономики труда, менеджмента труда, медицины и физиологии труда и др. За
последние десятилетия произошли существенные перемены в системе трудовых
отношений, изменив характер, принципы развития трудовых отношений,  смысл труда, его содержание и формы, поэтому
появилась необходимость в актуализации исследований становления труда, сферы
трудовых отношений,  с одной стороны,  в рыночных условиях,  с другой стороны,  в условиях глобального мира и постиндустриального
общества. В период ускорения социальных изменений статья
актуализирует важность усиления научных исследований и обновления научных
знаний о труде.

 

Ключевые слова: труд, трудовые отношения, рынок труда, занятость,
безработица, профессия, научное исследование.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ И ОРИЕНТИРЫ ЕЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

Автор: Грянченко Т.В.

Грянченко Татьяна
Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и
менеджмента Волгоградского филиала АТиСО

Адрес: 400001,
Волгоград, ул. Ким, 6б. Тел. : 8-988-394-43-98. Email:

gryanchenkotv@rambler.ru

 

            Аннотация. В статье проанализированы насущные проблемы
отечественной пенсионной системы: отсутствие в ней актуарной сбалансированности
по доходам и обязательствам; низкий размер пенсий; минимизация участия в
обязательном пенсионном страховании самозанятых; непоследовательность развития
обязательных накопительных пенсий; минимизация федеральных трансфертов согласно
логике новой пенсионной формулы в условиях недостаточности средств
финансирования пенсионных обязательств; нормативная непроработанность
корпоративных пенсионных систем, проблемы развития негосударственного
пенсионного обеспечения (НПО) и добровольного пенсионного страхования (ДПС),
включая низкую доходность инвестиционных портфелей негосударственных пенсионных
фондов и отсутствие у них отработанных механизмов пруденциального надзора;
недоверие россиян государственным и частным пенсионным структурам; также
рассмотрены внешние в отношении пенсионной системы факторы, усугубляющие ее
проблемы. В работе обозначены ориентиры совершенствования пенсионной системы РФ,
предполагающие необходимость решения названных проблем. В том числе
предлагается: ввести нормативно-балансовую модель формирования пенсионных прав
профессора А.К. Соловьева; создать для самозанятых минимальную и максимальную
шкалу облагаемости с установлением тарифа взносов аналогично наемным
работникам; подключить отраслевые профсоюзы к решению вопросов проектирования
корпоративных пенсионных программ; создать требуемый комплекс инвестиционных
инструментов, прежде всего ценных бумаг рынка недвижимости; сформировать
систему пруденциального надзора в области НПО и ДПС; укреплять доверие граждан
к пенсионным проектам страны; установить зарплаты в эквивалентах регионального
прожиточного минимума; запустить систему эффективного налогового стимулирования
организаторов социально ориентированных пенсионных программ; продолжить
финансирование мероприятий по увеличению рождаемости и развитию
здравоохранения.

 

Ключевые слова:       актуарная устойчивость пенсионной системы,
инвестиционные инструменты, коэффициент замещения зарплаты пенсией,
негосударственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование,
пенсия, пенсионная система РФ, прожиточный минимум пенсионера, реформирование
пенсионной системы, российская пенсионная формула, ставка страховых взносов, трансферт
из федерального бюджета.      

 

 

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОЖИВЛЕНИЯ

 

Автор: Ржаницына Л.С.

Ржаницына Людмила
Сергеевна - доктор экономических наук, профессор,

главный
научный сотрудник Института экономики РАН. Адрес: 117218, Россия, г. Москва,
Нахимовский проспект, 32. Тел.: 8
(499) 724-15-41. Email: begin_of_the_skype_highlighting. 

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу влияния заработной
платы на экономический рост. В Программе антикризисных мер правительства
проблема заработной платы как стимулирующего фактора роста экономики вообще не
поднимается. По мнению автора, это недостаток Программы, так как трудно себе
представить реализацию намеченных мер без учета фактора усиления активности
основных агентов экономики - работника и работодателя, прежде всего, в целях
повышения производительности труда. Чтобы иметь объективное представление о
ситуации в этой области, в статье предлагается 
сопоставлять рост производительности труда с ростом заработной платы в
реальном, а не номинальном измерении, как это делается сейчас официально. Автор
считает необходимым признать, что в РФ занижена цена рабочей силы, что, с одной
стороны, не стимулирует работодателей внедрять новые технологии, без чего
невозможен качественный скачек производительности труда. С другой стороны,
низкие зарплаты не стимулируют работников к повышению квалификации, что также
препятствует внедрению новых технологий. В связи с этим в статье предлагается
отказаться в сфере государственного регулирования доходов для экономически
активного населения от политики прожиточного минимума, рассчитанного на  снижение бедности. Вместо этого нужен переход
к курсу на материальный достаток на базе нового стандарта экономической
устойчивости семьи с детьми, разработанный автором с учетом обеспечения
базового уровня жизни низшего слоя среднего класса.

 

Ключевые слова: 
производительность труда, заработная плата, стандарты государственного
регулирования доходов, прожиточный минимум, стандарт экономической устойчивости
семьи.

 

 

ТИЛЬЗИТСКИЕ
СОГЛАШЕНИЯ 1807 ГОДА.  СОЗДАНИЕ   

НОВОЙ  ЕВРОПЕЙСКОЙ 
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

 

Автор: Захарова О.Ю.

 Захарова Оксана Юрьевна - доктор исторических
наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова.

Адрес:
Россия, г. Москва, Никулинская ул., 12/2.

Тел.:
8-915-209-02-82.

 

Аннотация. В статье анализируются ход переговоров в
Тильзите, их результаты, экономические и политических последствия для
европейских государств и России. Показана реакция представителей российской
государственной элиты на заключенные соглашения. В частности, приведены резкие
высказывания по этому поводу русского посланника в Лондоне графа С.Р.
Воронцова.

Особое внимание автор
уделил анализу ратифицированному Наполеоном и Александром I
в Тильзите «Договору о союзе», который не подлежал оглашению. В нем Франция и
Россия заявляли о том, что не потерпят занятия нейтральной позиции по отношению
к Британии ни  одним из европейских
государств. В соответствии с Договором, в частности, Австрия, Дания, Португалия
и Швеция должны были объявить Англии войну и закрыть для нее все морские
гавани.

Таким образом,
констатирует автор, подписанные в Тильзите акты не только изменили карту
Европы, но и покусились на уничтожение понятия нейтралитета отдельных
европейских государств.

 

Ключевые слова: международные отношения, коалиция,
нейтральные государства, сферы влияния, дипломатические отношения, ратификация.

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Автор: Гусев А.Ю.

Гусев Алексей Юрьевич - судья Ростовского районного суда
Ярославской области, соискатель АТиСО. Адрес: Ярославская область, г. Ростов
Великий, ул. Коммунаров, д.35 «Е», кв. 69. Тел. : 8920-657-69-32

 

Аннотация.
В статье рассмотрен дискуссионный вопрос о возможности отнесения
права на социальное обеспечение к категории конституционных, установлено его
содержание, дано определение. Автор полагает, что для обеспечения достойного уровня
социальных выплат и определенного уровня безопасности и комфортности
жизнедеятельности граждан России у государства должна быть достаточная
финансовая база. Её создание нуждается в правовом опосредовании с помощью
бюджетного законодательства, но никак не законодательства о социальном
обеспечении. В то же время непосредственно в Конституции РФ ничего не сказано о
средствах, которые предназначены для реализации социальных прав граждан. И
скорее всего, можно говорить о программе действий для государства, которое
должно найти эти средства в бюджете страны или сформировать их каким-либо иным
способом, чтобы гарантировать реализацию не только права на социальное
обеспечение, но и все остальные провозглашенные социальные права. По мнению
автора, положение, гарантирующее право на достойный уровень жизни и социальную
защищенность, скорее содержится в ст. 7, а не в ст. 39 Конституции РФ. Именно
ст. 7 говорит о России как социальном государстве, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека. Анализ теории права дает основание утверждать, что ст. 39 Конституции
РФ содержит лишь правовое предписание, касающееся социального обеспечения
граждан. Однако она не называет юридические средства, с помощью которых
происходит его соблюдение, исполнение, использование, применение.  

Автор относит ст. 39 Конституции РФ к числу правоустанавливающих,
в которых указываются лишь правомочия физических лиц. Закрепляя право каждого
российского гражданина на социальное обеспечение, она тем самым возлагает на государство
обязанность законодательного решения всех вопросов, связанных с его
реализацией. Поскольку социальное обеспечение находится в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов РФ, то и законодательство по социальному
обеспечению должно приниматься как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.  Кроме того, наличие в Конституции России ст.
39 означает, что государство придает праву социального обеспечения граждан
весьма важное значение.

 

Ключевые
слова:
Конституция РФ, гражданин России, комплекс прав, свобод,
гарантий, социальное обеспечение, источники права социального обеспечения.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В
ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ: НОВЫЕ СЮЖЕТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ,
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ, ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

 

Авторы: Волгин
Н.А., Демидов И.Ф.

Волгин Николай
Алексеевич - доктор экономических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки Российской Федерации,
президент Национальной ассамблеи специалистов
в области труда и социальной политики.
Адрес: Москва, ул.4-ая Парковая, д.29.Тел. : +7
(499) 164-97-44. Email:  n.volgin2013@yandex.ru

 

Демидов Илья
Федорович - кандидат психологических наук,
руководитель центра профессионального
и дополнительного образования
Всероссийского центра уровня жизни. Адрес: Москва, ул.4-ая Парковая, д.29

Тел.: +7 (499)
164-99-93.Email:  ifdemidov@gmail.com

 

 

 

Аннотация. В статье анализируется эффективность оплаты труда
работников государственных и муниципальных учреждений и выдвигаются предложения
по усовершенствованию ее оценок. Выделяются три показателя эффективности: по
соотношению общих результатов работы к общему фонду оплаты труда учреждения; по
бюджетному финансированию произведенных услуг к бюджетным объемам оплаты труда
и по соотношению внебюджетного объема оказанных услуг к внебюджетному
финансированию, ФОТ.

В исследовании также
указаны внутренние и внешние факторы, от которых зависит степень влияния оплаты
труда на результат, характер их влияния на эффективность оплаты труда. К числу
проблем, негативно влияющих на эффективность оплаты труда бюджетников, отнесены
задержки с выплатой зарплаты, недостаточная реализация воспроизводственной и
стимулирующей функций оплаты труда, низкая доля зарплаты в совокупном доходе
работника, необоснованно высокая дифференциация в оплате труда.

В качестве
особого приоритета предлагается ввести индивидуальные коэффициенты
эффективности оплаты труда для всех сотрудников бюджетных и муниципальных
учреждений, что позволит сравнивать эти показатели как внутри одного
учреждения, так и между учреждениями, определять эффективных и неэффективных
работников с принятием соответствующих мер и выводов.

В работе
по результатам экспертного опроса также предложена градация показателей эффективности
оплаты труда бюджетных учреждений. Очень эффективными признаны учреждения, в
которых на 1 рубль зарплаты приходится от 5,6 до 8 рублей оказанных услуг,
эффективными - не менее 2,9 руб., неэффективными - менее 2,2 руб., и очень
неэффективными - менее 1,3 руб. 

В качестве
примера приведен расчет эффективности оплаты труда для 14 бюджетных учреждений
социальной сферы. На его основе сделан вывод, что указанные критерии оценки
эффективности системы оплаты труда применительно к бюджетным учреждениям
социальной сферы возможно корректировать в сторону понижения. При этом у
учреждений сферы здравоохранения эффективность выше, чем у учреждений культуры,
а наиболее низкая из исследованных учреждений эффективность - у образовательных
учреждений. Авторы считают возможным и целесообразным распространить подобную
методику оценки эффективности оплаты труда и на производственную сферу.

 

Ключевые слова: оплата труда,
государственное (муниципальное) учреждение, бюджетное финансирование,
внебюджетные источники, себестоимость, МРОТ.

 

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ СОЦИАЛЬНОГО
МОНИТОРИНГА

 

Автор:
ШАРКОВ Ф.И.

ШАРКОВ Феликс Изосимович - доктор
социологических наук, профессор,  проректор по учебной  работе Образовательного учреждения профсоюзов
высшего образования «Академия труда 
социальных отношений», заведующий кафедрой общественных связей и
медиаполитики Института государственной службы и управления  РАНХиГС, заслуженный деятель науки РФ,
почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Адрес: 119571, г. Москва, проспект
Вернадского, 84. Тел./ факс: +7 (499) 956-05-01. Е-mail: sharkov_felix@mail.ru

 

 

Аннотация.

Управление социальным
развитием общества невозможно без обширной систематической информации о его
состоянии. Это можно сделать путем создания и организации деятельности служб
мониторинга социальных процессов и явлений, а также различных объектов
социальной сферы. Суть "слежения" за состоянием и изменениями
исследуемого социального объекта заключается в том, чтобы своевременно
обнаруживать нежелательные тенденции его изменения, что позволяет находить  оптимальные варианты управленческих решений.
Социальный мониторинг можно осуществлять как по отношению объектов социальной,
социокультурной, экономической сфер общества, так и политической. Методы,
применяемые при проведении социального мониторинга, дают ему второе название
(социологический, математический, статистический, визуальный, аналитический и
пр.). То есть в этом случае в основание классификации кладется метод,
позволяющий выстраивать сравнительные показатели, вычленяемые на основе данного
исходного метода. При проведении мониторинга социальной сферы в современных
условиях  сложилась ситуация, когда произошёл
огромный разрыв между потребностями общественной практики в принципах и методах
анализа социальной сферы региона и недостаточной теоретико-методологической
проработкой ключевых понятий, содержания и специфики формирования и реализации
социальной политики в регионе. Сегодня возрастает потребность участия
учёных-социологов в определении приоритетов социального развития, в управлении
социальными процессами и социальным развитием региона.  Эта ситуация ещё более усиливает
необходимость проведения теоретических исследований по проблемам формирования и
реализации федеральной и региональной социальной политики.

 

            Ключевые
слова:
мониторинг, социальный мониторинг, система
социального мониторинга,  мониторинг
социальной сферы, социологический мониторинг, мониторинговый инструментарий,
мониторинговые исследования, социальная сфера, социальная политика.

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

       Автор:  Бурыкин А.Д.

Бурыкин Алексей
Дмитриевич - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора
Ярославского филиала АТиСО,

Адрес: Россия,
150014, г. Ярославль, ул. Свободы, 87А.
Тел.: 89109780638 . Email
: adburykin@yandex.ru

 

      
Аннотация.
В
статье анализируется роль инноваций в экономике предприятия, подробно
рассматриваются цель и задачи инновационного проекта, этапы его развития.
Инновационная цель определяет перспективу развития предприятия по таким
направлениям, как продвижение новшества до потребителя; получение прибыли;
лучшее удовлетворение запросов потребителей при более высоком качестве продукта
или услуги, расширение их номенклатуры; снижение издержек в процессе
производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности; занятие более сильной
позиции в каналах распределения, возрастание потенциала предприятия. Задачи
развития и целевое управление предполагают возможность быстро повысить
потенциал предприятия, перевести его на новый качественный уровень.

Автор отмечает, что в
основу каждого инновационного проекта закладывается жизненный цикл инновации или инновационного продукта, который имеет такие этапы, как разработка, производство,
реализация, сервис. В работе проводится сопоставление основных циклов
новшеств и инновационных проектов, предлагается классификация инновационных
проектов по нескольким критериям. В частности, инновационные проекты предложено
разделять по стадии жизненного цикла инновации, виду деятельности, масштабам
решаемых задач, количеству привлеченных к их реализации других проектов,
длительности. Автор отмечает особенность системы управления инвестиционными
проектами, обосновывает функции управления инновационным процессом и предлагает
схему бизнес-системы инновационного проекта. Итогом реализации инновационного
проекта выступает полученная прибыль, которую можно отнести к результатам
первого ряда (инновационный продукт, услуги), а вновь созданные знания - к
результатам второго ряда (вспомогательные и побочные продукты).

 

 

Ключевые слова: хозяйствующий субъект, венчурное подразделение, инновационный продукт, инновационный проект, бизнес-среда, СТЭП-анализ, кластер-анализ, SWOT-анализ.