Эволюция белорусской государственности и национальная идея
warning: Parameter 1 to theme_field() expected to be a reference, value given in /usr/inetpub/else/includes/theme.inc on line 170.
В.И.Толкачев,
ректор Международного института
трудовых и социальных отношений
Федерации профсоюзов Беларуси,
кандидат исторических наук, доцент


Белоруссия прошла в своем развитии сложный, тернистый путь, пережила несколько форм государственности: Полоцкое и Минское княжества, Великое княжество Литовское, Русское и Жамойтское, Белорусская Советская Социалистическая Республика в составе СССР. С 27 июля 1990 - она суверенная Республика Беларусь. В сильно растянутом во временном и историческом пространстве было множество противоречий, объективных трудностей и препятствий. Как справедливо отмечает исследователь этой проблемы В.Малиновский, «Новый исторический этап, который начался с обретения Республикой Беларусь подлинной независимости, суверенитета, требует бережного отношения к историческому опыту, умелого его использования в практике государственного, политического, экономического и социального строительства, укрепления и модернизации пространственно-временных характеристик нашего бытия» [1. С. 10].

Географическое пространство нынешней Беларуси в прошлом было известно под разными названиями. Однако уже к середине ХVI века в литературе, публицистике, письменных актах наряду с понятиями «Великая Русь» и «Малая Русь» широко употребляется понятие «Белая Русь». Закрепившись за определенной территорией, оно постепенно наполнилось этническим содержанием. Факт наличия Белой Руси - Беларуси - как национально-территориального становления нации был упомянут в титуле русского царя Алексея Михайловича (1654 г.).

Необходимость создания независимого белорусского государства была обоснована революционером-демократом К.Калиновским (1838-1864). В то же время в силу определенных социально-полити­ческих обстоятельств, ограниченности политической перспективы он предлагал принять модель управления страной в форме национально-государст­вен­ного устройства, используя исторический опыт Великого княжества Литовского. Главным притеснителем западных губерний К.Калиновский видел русский царизм, самодержавие, которое, по его мнению, жестоко угнетало местное население. В своем завещании «Письмо из-под виселицы» (1864 г.) он делает вывод, что передовые революционные силы в Белоруссии должны ориентироваться на Польшу и польское революционной движение, которое может гарантировать самоуправление братним народам. «Польскае дзела, - гэта наша дзела, гэта вольнасці дзела", - делал он свой вывод [2. С. 321].

Дальнейший ход исторических событий показал, что эти надежды белорусского револю­ционера-де­мо­крата не оправ­дались. Польские политические круги не видели и не хотели видеть в белорусах ни их национального самосознания, ни возможности сформировать неза­висимое национальное госу­дарство. И когда в марте 1921 года на рижских мирных пере­говорах между Советской Рос­сией и Польшей шел спор о белорусских территориях, именно Советская Россия оказалась на стороне сохранения и развития независимого белорусского госу­дарства (БССР). Белорусские же территории, которые отошли к Польше, подверглись достаточно жесткой колонизации.

Идея создания белорусского государства получила свое даль­ней­шее развитие в конце 70-х - начале 80-х годов ХІХ века, когда в Минске, Могилеве, Гродно, Слуцке, Пинске, Орше и других белорусских городах возникли небольшие народнические круж­ки, а также в деятельности студенческой группы "Гомон" (С.-Петербург). В ряде воззваний (они издавались на русском языке) "К белорусской молодежи" (1881 г.), "Письма о Беларуси... Данилы Боровика" (1882 г.), "К белорусской интеллигенции" (1883) и других рассматривались проблемы формирования бело­русского этноса как самобытного носителя исторических, этногра­фических традиций с самостоя­тель­ным языком и культурой.

В названных публикациях впервые говорилось о необхо­димости существования самобыт­ного белорусского этноса "как особой отрасли славянского племени" [3. С. 110], давалось теоретическое обоснование этого тезиса. Авторы отмечали специфические климатические условия, которые отличают Беларусь от Великороссии, Украины и Польши, протестовали против полонизации и русификации белорусов, резко критиковали реакционные взгляды на белорусский народ как на материал для всевозможных экспериментов, а не как на живую народность, свободную самостоятельно распоряжаться своей судьбой.

В «Письмах о Беларуси» с горечью отмечалось, что белорусская интеллигенция хорошо знает историю китайцев, австралийцев, древних греков и римлян, а свой народ, его богатое прошлое и традиции не знает. Подчеркивалось, что простой белорусский народ, несмотря на тяжелые исторические испытания, выстоял, не поддался полонизации, сохранил себя как особую, самостоятельную народность. «Письма» призывали белорусскую интеллигенцию стать ближе к народу и всеми силами способствовать поднятию его экономического и морального состояния, содействовать пробуждению его самосознания.

Белорусские народники поддерживали и пропагандировали принцип областной самостоятельности как основу для будущего федеративно-политического строя. Они выступали за право белорусского народа занять в России такое же место, как и другие более или менее крупные народности. Члены группы «Гомон», например, считали необходимым издание специального печатного органа и создание самостоятельной областной революционной организации.

В целом, государственный строй России после свержения самодержавия представлялся народникам в форме конфедерации отдельных федераций. «Белоруссия, - утверждалось в одной из публикаций, - при дружной работе и борьбе нашей интеллигенции переродится для новой самостоятельной жизни и займет почетное место среди других федераций России на началах сводного соглашения с ними» [3. С. 121].

В середине 80-х годов ХІХ века подпольные организации белорусских народников были разгромлены; в 90-х годах в народническом движении господствующим стало либеральное направление. Его лидеры отказались от революционных методов борьбы и главное внимание обращали на реформирование земельного законодательства с целью увеличить крестьянское землевладение и сохранить общину в деревне. Таким методом они надеялись решить аграрный вопрос. Вместе с тем белорусские либеральные народники интересовались историей и культурой своего края, способствовали развитию национального самосознания белорусов.

Дальнейшее развитие идеи белорусской государственности получили в деятельности таких представителей интеллигенции, как Ф.Богушевич, А.Гуринович, Е.Карс­кий. Известный белорусский ученый-историк Михаил Довнар-Запольский (1867-1934 гг.) с позиции исторических, географических и этнографических подходов рассмотрел процесс зарождения и формирования белорусского этноса. По этой проблеме им написаны «Очерки истории Кривичской и Дреговичской земель до конца ХІІІ века», «Государственное хозяйство Великого княжества Литовского при Ягелонах», «Очерки по истории западнорусского крестьянства в ХVІ веке», «Народное хозяйство Белоруссии. 1861-1914 гг.» и другие. Творческое наследие М.Довнар-Запольского позволило преодолеть традиционные великодержавные взгляды на историю Белоруссии, предложило новые подходы к исследованию «старых проблем» с позиции не только теоретического исследования, но и общественного развития, к изучению не только истории народа, но и самого народа как носителя и творца своей самобытной судьбы.

Значительную роль в развитии и научном осмыслении белорусской национальной идеи и определении белорусов как самостоятельной нации сыграл видный деятель белорусской и славянской культуры Ефим Карский (1860-1931 гг.). Он автор более 700 трудов по славистике, истории белорусского языка, диалектологии, фольклору, этнографии. Его трехтомный труд «Белорусы» стал высшим достижением европейской славистики конца ХІХ - начала ХХ века, источником знаний для тех, кто исследует белорусский язык. Е.Карский, по существу, открыл глаза белорусам на самих себя как на один из значимых и древних европейских народов [4. С. 36].

В результате глубоких научных исследований в области филологии, этнографии, истории, экономики, фольклористики к концу ХІХ - началу ХХ века сформировались основные концептуальные положения белорусской национальной идеи. Она исходит из того, что белорусский народ:

  • является самостоятельной нацией, имеющей славянские корни и полное право на свое существование и развитие;
  • обладает особой этнографией и культурой, в основе которой лежат самостоятельные, присущие только ему традиции народного литературного наследия;
  • имеет свою древнюю историю, насыщенную славными и драматическими событиями, борьбой за свое самостоятельное существование и развитие;
  • имеет свой язык, который является древним и характеризуется своими филолого-фонетическими особенностями, который выступает как самостоятельный, самобытный национальный язык, отражающий ценности и мировоззрение целого народа.

В конце ХІХ - начале ХХ века на территории белорусских губерний (как и по всей Российской империи) наблюдался рост политической активности народных масс. Увеличилось число экономических и политических забастовок, участников различного рода демонстраций, активизировалась деятельность политических партий и организаций. В начале прошлого века в белорусских губерниях действовали такие политические партии, как РСДРП, социалистов-революцио­неров (эсеры), социал-демократия Королевства Польского и Литвы, Еврейская независимая рабочая партия, Литовская социал-демо­кра­тическая партия и другие.

В 1902-1903 годах началось формирование Белорусской Социалистической Громады (БСГ), которая единственная из всех политических партий выступала как национально-белорусская партия, выдвигала и отстаивала идею создания белорусской государственности (первоначально в форме национальной автономии). «Программа БСГ, - вспоминает один из руководителей партии А.Луцкевич, - стояла на почве автономично-федеративной относительно к России и всех ее народов, требовала национальных свобод для белорусов (белорусские школы, право на употребление языка), выступала против самодержавия и за демократический строй, требовала для крестьян земли, для рабочих - фабрик и заводов» [5. С. 10].

Первая мировая война внесла значительные изменения в жизнь белорусских губерний, которые вначале стали прифронтовой территорией, а затем зоной боевых действий. Осенью 1915 года Беларусь из-за военных поражений русской армии была разделена на две части: Западную (оккупированную немцами) и Восточную (оставшуюся в составе Российской империи). В занятом немцами городе Вильно (ныне Вильнюс) осталась небольшая группа белорусских национальных деятелей (А.Луцкевич, И.Луцкевич, А.Пашке­вич, В.Лас­товский и др.), которые создали Белорусский национальный комитет. В январе 1917 года он был преобразован в Виленскую Белорусскую Раду (Совет) во главе с А.Луцкевичем.

Февральская революция 1917 года существенно повлияла на процесс национально-государст­венного строительства. Белорусские губернии объединились в Западную область с центром в городе Минске. 25 марта 1917 года прошел съезд белорусских национальных организаций. Его инициатором и координатором выступил Минский комитет товариществ помощи жертвам войны. В принятой съездом декларации приветствовалось Временное правительство и выражалась надежда, что в Белоруссии власть будет передана «Белорусскому национальному комитету, который в контакте с Временным правительством организует Беларусь на фундаменте федеративной демократической республиканской России» [6. С. 11].

В течение 1918-1920 годов представители различных течений белорусских национально-патрио­тических сил пытались реализовать два направления создания белорусской государственности: либерально-демокра­тическое и советское (социалистическое). Первое - ориентировалось на страны Западной Европы с их конституционно-законодатель­ны­ми традициями, парламентским политическим строем и демократическими элементами государственного управления. Второе - считало приемлемым для Беларуси советскую форму государственной власти, диктатуру пролетариата.

Для реализации своих планов первое течение искало поддержку у европейских стран, ориентируясь вначале на Германию, затем на Францию. Однако германское военное руководство стремилось к бесконтрольному грабежу захваченных белорусских территорий, а политики Франции не имели никакого представления о белорусском этносе и его истории. Польские политики мечтали о восстановлении Великой Поль­ши в границах 1772 года и, естественно, на данной территории не хотели видеть никакого другого государства.

Более реалистичной оказалась позиция, занятая деятелями белорусского национального движения, которые ориентировались на поддержку Советской России, ее лидеров, русского народа. Образование Советской Социалистической Республики Беларусь (январь 1919 г.) стало началом реального становления собственно белорусской национальной государственности, привело к созданию реальных институтов государственной власти и управления. За время нахождения в составе СССР Беларусь постепенно восстановила основную часть своей этнической территории, создала систему национального законодательства, получила признание на международной арене.

В последнее время проявился значительный интерес ученых, публицистов, широкой общественности к проблемам возникновения и развития белорусской государственности, национальной идеологии, дальнейшим путям и направлениям трансформации независимого белорусского государства. Подобная исследовательская работа особо актуальна в свете новых требований, подходов и задач, которые сегодня предъявляются как в целом к исторической науке, так и к конкретным методам исторического исследования. Проблематику белорусской государственности, самоопределения белорусского народа, роли политических партий и организаций ныне заинтересованно и серьезно изучают известные белорусские ученые А.Сташкевич, В.Ладысев, П.Бри­гадин, О.Слука, М.Костюк, А.Тихомиров и другие.

Сегодня на новом, более ответственном этапе развития белорусской государственности предстоит глубоко осмыслить позицию и взгляды конкретных деятелей белорусского национального движения, изучить и проанализировать их теоретическое наследие, а также включить в научный оборот многочисленные факты и архивные документы, которые ранее были или невостребованы, или недоступны ученым-исследователям. Все это позволит определить объективный, научно обоснованный национальный путь трансформации и современного становления белорусской государственности.

Литература

1. Малиновский В.И. История белорусской государственности: Учеб. пособие для студентов вузов, слушателей системы последипломного образования. Мн.: Беларусь, 2003. 199 с.

2. Очерки по истории Белоруссии: В 2 ч. Ч.1. / М.П.Костюк, Г.В.Штыхов и др. Мн.: Беларусь, 1994.

3. Публицистика белорусских народников / Сост. и подг. текстов С.Х.Александровича и И.С.Александрович; предисл. и коммент. И.С.Александрович. Мн.: Изд-во БГУ, 1989. 134 с.

4. Карский Е. Белорусы // Сост. и коммент. С.Гаранина и Л.Левшук. Научн. ред. А.Мальдис. Мн.: «Белорусский книгосбор», 2001. 268 с.

5. Луцкевич А.И. За двадцать пять лет (1903-1928). Воспоминания о работе белорусских политических организаций: Белорусская революционная Громада, Белорусская Социалистическая Громада. Мн.: БелСЭ, 1991. 28 с.

6. Ладысев В.Ф., Бригадин П.И. На переломе эпох: становление белорусской государственности (1917-1920 гг.). Мн.: БГУ, 1999. 127 с.

7. Турук Ф. Белорусское движение. Очерки истории национального движения белорусов. Мн., 1994.

8. Сташкевич Н.С. Формирование идеологии белорусской государственности // Белорусская думка. 2001. №1. С. 136-147.